Главная страница > База знаний > Кураторство СПО: организация и контроль кураторства учебных групп
2024-04-30
Педагогика среднего профессионального образования
В этой статье мы рассмотрим:
6 мин
Выполнение кураторской задачи требует комплексного подхода. Оно основывается на сочетании персональных методов воспитания, таких как беседы, лекции и организация встреч с авторитетными специалистами, а также налагание жестких мер, включая наказания за прогулы и контроль выполнения учебного графика и прочее.
Однако многие кураторы, из-за неопытности или недостаточной добросовестности, часто совершают ошибку, занимаясь данной работой только периодически, когда возникают критические ситуации или результаты аттестации являются неудовлетворительными. Такой подход никогда не приведет к положительным результатам. Необходимо помнить, что лишь систематическая работа со студентами может сделать воспитание разносторонним и дать долгосрочные положительные результаты.
В статье расскажем, как организовать работу кураторов в СПО.
Кураторство СПО и классное руководство - два различных подхода к организации и управлению учебным процессом, особенно в школьных и учебных заведениях. Хотя оба этих подхода направлены на обеспечение благоприятной учебной среды и поддержку учащихся, они различаются в своей сущности и осуществлении.
Классное руководство предполагает, что учитель является классным руководителем определенного класса или группы учащихся. В рамках этой роли учитель не только осуществляет преподавание учебных предметов, но и оказывает поддержку ученикам в их личностном и социальном развитии. Классный руководитель следит за успеваемостью и поведением учеников, проводит индивидуальные беседы, организует родительские собрания и сотрудничает с родителями. Основная задача классного руководителя - создать условия для эффективного обучения и развития каждого ученика.
Кураторство СПО, с другой стороны, является более общим понятием, охватывающим множество обязанностей и ролей учителя. Куратор может быть ответственным за определенное количество классов или за руководство определенным учебным отделением. Его задачи могут варьироваться в зависимости от контекста и конкретных требований, но в целом кураторство включает в себя управление учебно-воспитательным процессом, контроль за успеваемостью учащихся, организацию внеурочной деятельности, сотрудничество с родителями и другими педагогами.
Важно отметить, что классное руководство более узконаправлено и фокусируется на работе с конкретным классом или группой учащихся, тогда как кураторство имеет более широкий спектр обязанностей и охватывает больше студентов или классов. Оба подхода к управлению учебным процессом необходимы для обеспечения успешного образования и развития каждого ученика.
Деятельность куратора студенческой группы направлена на создание условий для развития и достижения потенциала каждого студента, обеспечение его успешной адаптации в обществе и формирование личностной и профессиональной идентичности. Куратор СПО выступает как организатор и руководитель воспитательной работы в учебной группе.
Одной из главных задач куратора является формирование у студентов гражданской ответственности, осознания прав и обязанностей, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, терпимости и способности к успешной адаптации на рынке труда.
Для достижения поставленных целей куратор СПО выполняет ряд задач:
Таким образом, куратор осуществляет комплексную работу по развитию и поддержанию личностно-профессиональных качеств студентов, а также способствует их успешной адаптации в обществе.
Работникам колледжей и техникумов, которые одновременной с педагогической деятельностью берут на себя кураторство групп, с 1 сентября 2021 года полагается ежемесячная доплата в размере 5 тыс. рублей (Постановление Правительства 850). Расходы берет на себя федеральный бюджет, то есть для обеспечения выплат регионам будут предоставлены целевые межбюджетные трансферты.
В связи с этим в Минпросвещения поступают вопросы о порядке начисления выплат педагогам. Соответствующие разъяснения подготовило ведомство:
Куратор назначается приказом директора колледжа по представлению заместителя директора по учебно-производственной работе. Как правило, это наиболее опытный педагогический работник.
Куратор подчиняется директору колледжа, заместителю директора по учебно-производственной работе и начальнику отдела социальной и воспитательной работы.
Шаг 1. Отберите кандидатов. Очень важно провести тщательный отбор и найти квалифицированных кураторов, обладающих не только опытом работы в СПО, но и педагогическими навыками и профессиональным образованием. Это позволит обеспечить высокий уровень профессионализма и качества образовательного процесса.
Шаг 2. Утвердите положение о кураторстве. Необходимо разработать четкие и понятные инструкции для работы кураторов. В этих инструкциях должны быть указаны основные задачи и обязанности кураторов, а также предоставлены рекомендации по методам и подходам к организации и взаимодействию с учащимися. Также важно обеспечить кураторов необходимыми материалами и ресурсами для работы.
Шаг 3. Утвердите кураторов. Издайте приказ о назначении куратора учебных групп. В приказе указываются ФИО и должности сотрудников, а так же за какой группой они закреплены.
Шаг 4. Наладьте обратную связь. Эффективная коммуникация между кураторами, учащимися и администрацией СПО играет важную роль. Необходимо организовать регулярные совещания, консультации и обмен опытом между кураторами, что позволит налаживать взаимодействие, обсуждать проблемы и искать решения вместе. Также могут быть использованы современные информационные и коммуникационные технологии для улучшения коммуникации.
Шаг 5. Установите план деятельности куратора. Важно уделять внимание индивидуальным потребностям и особенностям учащихся. Кураторы должны иметь возможность проводить индивидуальные консультации и поддерживать обратную связь с учащимися, а также обеспечивать поддержку и помощь в случае возникновения проблем или трудностей.
Шаг 6. Осуществляйте мониторинг. Необходимо проводить систематическое мониторинговое исследование работы кураторов и результатов их деятельности. Это поможет выявить сильные и слабые стороны работы кураторов, определить эффективность применяемых методов и подходов, а также внести необходимые изменения и улучшения в организацию работы. Для этого понадобятся проверки деятельности кураторов, а так же тестирование кураторов.
Таким образом, эффективная организация работы кураторов в системе профессионального образования требует тщательного подбора персонала, разработки четких инструкций и методических рекомендаций, активной коммуникации, учета индивидуальных потребностей учащихся и проведения систематического мониторинга исследования. Эти меры помогут повысить эффективность и качество образовательного процесса в СПО.
Научиться организации работы кураторов можно на курсах дополнительного профессионального образования. В университете ЕВИДПО есть 12 программ повышения квалификации и переподготовки по педагогике СПО. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки. Группам предоставляются скидки! Обучение проводится в дистанционном формате, не отрываясь от основного места работы.
В каких ситуациях подойдет наше обучение:
Например курс Педагог-психолог в сфере образования. Преподаватель психологии. Квалификация: Педагог-психолог . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Посмотрите все курсы по направлению Педагогика среднего профессионального образования
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4